Методическая деятельность
Методические выступления
03/11/2022
Экологическая культура и ее формирование на уроках биологии
Предмет: Биология
Учебно-методический комплекс педагога
Учебный год
Учебно-методический комплекс
2022 / 23
Линия УМК В. В. Пасечника. Биология (5-9)
Автор: В. В. Пасечника.
Издательство: Просвещение
Учебный год издания: 2022
Количество экзепляров: 1
Современные образовательные технологии
Учебный год
Образовательная технология
2022 / 23
Использование современных образовательных технологий на уроках географии
Классы: 5-9
Обоснование применения: Использование современных образовательных технологий на уроках
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология- на науке. С искусства всё начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.
Активное применение современных информационных, социальных, коммуникативных и других видов технологий в образовательной практике может достичь следующих результатов: повысить качество образовательного процесса, сделать обучение и общение комфортным; оптимизировать расходы на обеспечение образовательного процесса; повысить уровень общей культуры молодого поколения в работе с информацией, техникой и людьми, над собой, делая его более успешным и толерантным в жизни и профессии.
Владение общими компетенциями повысит готовность учиться в течение всей жизни и осваивать новые профессии, уметь соотносить собственные интересы и интересы различных социальных групп, сотрудничать, грамотно организовывать не только свою собственную деятельность, управлять собой, собственной жизнью, но и быть успешным в совместной деятельности.
Современное образование требует поиска новых форм обучения, совершенствования учебно-воспитательного процесса с применением инновационных технологий, интерактивных методов обучения, которые позволяют развивать компетентность обучающихся, вовлекать пассивных участников и создавать психологически благоприятную среду, способствовать развитию наблюдательности, способности к самовыражению. Интерактивные методы условно можно разделить на три основные группы: пассивные, активные, интерактивные. Пассивные: обучающимся отводится роль пассивных объектов воздействия учителя. Формы реализации в учебном процессе: лекция, изучение документа, опрос репродуктивного характера. Активные: учитель остается главным и единственным источником информации и экспертом, но и обучающимся представляется возможность задавать вопросы, предлагать свои пути решения, комментировать, делать выводы и обобщения, так как учебный процесс не может быть полностью заранее подготовлен учителем, уроки не имеют жесткой структуры.
Формы реализации в учебном процессе: дискуссия, эвристическая беседа, проблемный анализ, «мозговой штурм», круглый стол. Интерактивные: активное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса.
Роль учителя перестает быть центральной, он регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации. Формы реализации в учебном процессе: дебаты, ролевые игры, моделирование, проектная деятельность.
При планировании своих уроков применяю чаще всего интерактивную стратегию. Целью моей педагогической деятельности является работа по повышению познавательного интереса, активизации познавательной деятельности обучающихся, самостоятельному поиску и добыче знаний. Условиями достижения результатов являются:
а) проведение нетрадиционных уроков с применением элементов современных образовательных технологий;
б) активизация познавательной деятельности обучающихся через поисковую и исследовательскую деятельность;
в) диалоговая форма ведения урока, что позволяет создать ситуацию общения для обучающихся.
Для получения запланированных результатов, успешного обучения использую разнообразные формы, средства, методы, способы и приемы обучения, которые составляют инструментарий педагогического процесса. В своей педагогической деятельности использую технологии, место которых зависит от целей, содержания и форм обучения.
Технология критического мышления
Основой технологии является базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов . Каждый этап имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия — «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа студента с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями учащегося (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия — «рефлексия» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
ИКТ – технологии
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.
Эти технологии становятся хорошим помощником учителю – географу, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным:
1.Работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;
2.Работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учащегося.
Игровая технология
Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста.
Игра «Почта» (7 кл.,8 кл.)
Изготовить несколько бумажных карманов (почтовые ящики) с надписями. Например «Евразия», « Австралия». «Северная Америка» и т.д.
Участникам игры раздаются карточки с названиями географических объектов материков. Эти карточки обучающиеся должны положить в карман и не ошибиться адресом.
«Кто такой? Что такое?»
На экран выводятся названия объектов растений, животных, исследователей, с которыми обучающиеся познакомились на сегодняшнем уроке или прошлом : Х Колумб, каравелла, Аляска, торнадо, каньон, овцебык, секвойи.
Технология проблемного обучения
Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих обучающихся. Поставив его в проблемную ситуацию, учитель, получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:
1.Работая с картой, объясните, почему одна часть озера Балхаш обозначена
розовым цветом, а другая часть голубым?
2.Почему воды Мирового океана в течение многих лет сохраняют свою солёность, хотя реки несут огромное количество воды в океан?
3.Как сохранить главное богатство Центрально –Чернозёмного района чернозём, который В.В. Докучаев назвал «царём почв»? Предложите пути решения проблемы.
4. Якутск расположен значительно южнее Мурманска, однако зимы здесь намного холоднее, чем в Мурманске. С чем это связано?
Личностно- ориентированные технологии
Обеспечивают вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, а отношение «учитель-обучающийся» строятся на принципах сотрудничества и свобода выбора. Методы, используемые внутри данной технологии: проблемный, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, исследовательская работа в группах, парах. Формами проведения уроков могут быть: урок-дискуссия, интегрированный урок, урок - игра. Можно применять на всех этапах урока.
При изучении темы «Природные зоны России» (8 класс) на уроке используются разнообразные способы предоставления информации (таблица, рисунок, схема-картинка, описание по плану). При этом учитель не раскрывает весь материал, а приводит лишь пример описание одной природной зоны разными способами. Вторая природная зона разбирается вместе с обучающимися, которые выбирают карточку с определённым способом отражения информации. Описание остальных природных зон предлагается выполнить самостоятельно, при этом обучающиеся отображают свои ответы так, как им удобно:
1. Описание природных зон России по плану;
2. Картосхема «Природные зоны России»;
3. Таблица «Природные зоны России».
Новые формы взаимодействия учителя и обучающихся должны сформировать у них потребность в получении знаний, в выборе наиболее оптимальных путей решения учебных задач, умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний, планирование своей образовательной деятельности, позитивную самооценку,
обеспечить исследовательский, поисковый характер, который будет способствовать развитию мышления, умственных, творческих способностей обучающихся.
Участие в экспериментальной работе
Учебный год
Экспериментальная работа
2021 / 22
Организация проектной деятельности в школе, как способ достижения метопредметных образовательных результатов учащихся
Уровень: всероссийский
Форма участия: Тестирование
Результаты работы: Диплом II ст.
2022 / 23
Всероссийское сетевое издание "Время ЗНАНИЙ"
Уровень: всероссийский
Форма участия: Онлайн
Содержание работы: Член экспертного совета сайта
"Время Знаний"
Результаты работы: Свидетельство
Ссылка на ресурс в Internet
Свидетельство
Обобщение педагогического опыта
21/01/2021
"Формирование здорового образа жизни школьников"
Форма представления: Публикация на сайте
Уровень: всероссийский
Свидетельство о публикации на сайте edu-time.ru
Участие в профессиональных конкурсах
Дата
Профессиональный конкурс
20/01/2021
-
20/01/2022
Использование современных средств ИКТ в условиях реализации ФГОС
Уровень: региональный
Результат работы: 1 место
19/01/2021
-
20/01/2022
Номинация "Рабочая программа педагога"
Уровень: всероссийский
Результат работы: Победитель I степени
21/01/2021
-
21/01/2021
Всероссийское тестирование работников образования по теме "Методы, приемы и средства обучения в соответствии с ФГОС
Уровень: всероссийский
20/10/2021
-
21/10/2021
Тестирование Использование информационно-коммуникативных технологий в педагогической деятельности
Уровень: всероссийский
Результат работы: Диплом Iстепени
Используемые электронные образовательные ресурсы
Учебный год
Электронный образовательный ресурс
Конспекты занятий, мероприятий, мастер-классов
Учебный год
Конспекты занятий, мероприятий, мастер-классов
Используемые образовательные технологии
2022 / 23
Технология учебно-игровой деятельности
Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно:
1. Игры способствуют становлению творческой личности ученика;
2. Формируют умение выделять проблемы;
3. Принимать решения;
4. Развивают познавательный интерес к предмету;
5. Оказывают сильное воздействие на учащихся;
6. Формируют черты характера;
7. Стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.
В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре, надо много
вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Игра на уроке является комплексным носителем информации.
Приведем некоторые примеры чаще всего используемых географических игр:
1. «Занимательная география» - кроссворды, чайнворды, загадки, шарады… – это игры, которые, несмотря на свою простоту и массовое использование, кажутся наивными некоторым взрослым, но очень нравятся своей доступностью и легкостью всем детям, их не боятся ученики любого уровня и
темпа работы и с удовольствием выполняют задания.
2. «Географический бой» - хорошо применяется при проверке домашнего задания, когда ученик, правильно ответивший на вопрос учителя, сам начинает задавать вопрос другому ученику, то следующему и т.д. Побеждает тот, кто набрал больше карточек-баллов за правильные ответы.
3. «Географическая эстафета» - игра применяется при проверке домашнего задания, когда учитель задает вопросы, а ребята, отвечая, передают глобус или указку следующему для ответа ученику в своем ряду.
4. «Кто быстрее». Игра может проводиться при работе с картой, когда учащиеся показывают указанные на карточке объекты, а «хронометрист»- другой учащийся по секундомеру определяет время окончательного показа объектов в группе учащихся.
Назовите столицы на уроках в 9 класс
Карелия
Башкортостан
Ямало-Ненецкий АО
Республика Чечня
Республика Коми
Ненецкий АО
Дагестан
Грузия
Молдавия
Свердловскяа область
Республика Якутия
Составьте пары на уроках в 5 и 6кл ( соотнести название прибора и что измеряет)
Название прибора
Термометр
Барометр
Гигрометр
Осадкомер
Флюгер
Что измеряет
Количество осадков
Температура воздуха
Направление ветра
Атмосферное давление
Влажность воздуха
Дополни предложение ( привести свои примеры)
1. Река Волга впадает в … и относится к …бассейну.
2. Самая длинная река Евразии - …
3. Самая полноводная река Евразии - …
4. Реки … океана отличаются непостоянством: зимой переполняются, а летом мелеют.
5. Реки, впадающие в Черное море, относятся к бассейну … океана.
6. Вечная мерзлота преобладает в … части материка.
7. Город Санкт-Петербург стоит на берегу озера …
Игра «Найди соответствие»
Почвы
Подзолистые
Черноземные
Мерзлотно-таежные
Серые
Каштановые
Бурые
Красноземные
Природные зоны
Влажные субтропики
Степь
Смешанный лес
Широколиственный лес
Тайга
Полупустыня
Тундра
Определите климатический пояс по описанию
Игра «Что такое? Кто такой?
( Амазонка, Анды, Нил, Анаконда, Сахара, Анхель, Килиманджаро, Христофор Колумб)